воскресенье, 10 мая 2015 г.

РЕБЕНОК С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ



Классификация слуховых нарушений
       Нарушение функции – понятие, широко используемое в клинической практике. Слуховое нарушение рассматривается как результат, последствие болезни органа слуха. В отношении слухового нарушения употребляется термин «тугоухость», «глухота».
      Классификация составлена с учетом международной номенклатуры нарушений (1989), в которой «тугоухость» и «глухота» определяются как уровни слухового нарушения, приводится в сопоставлении с используемой в настоящее время классификацией тугоухости, предложенной ВОЗ в 1975 году.

      Одним из методов исследования слуха  является метод тональной аудиометрии. Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом в децибелах (дБ) для чистых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Герц (Гц) и восприятием разговорной речи (РР) в метрах (м).
      Предлагаемая классификация в отоларингологической практике применима при оценке степени выраженности слуховых нарушений, в экспертизе трудоспособности, в качестве оценочного критерия эффективности реабилитации.
      Если имеется асимметричное слуховое нарушение, оно классифицируется по лучше слышащему уху.

Уровни слухового нарушения

Средняя
потеря слуха (дБ)

Восприятие разговорной речи (м)
Степени тугоухости по ВОЗ
1
Полная потеря слуха
0
0
глухота
2
Глубокое нарушение слуха
90 дБ и более
не слышит и не понимает даже усиленную речи
тугоухость ІV ст.
3
Тяжелое нарушение слуха
71-90 дБ
громкая речь у раковины или нет восприятия речи
тугоухость ІІІ ст.
4
Среднетяжелое нарушение слуха
56-70 дБ
от 3 м до ур.
тугоухость ІІ ст.
5
Среднее нарушение слуха
41-55 дБ
от 6 до 3 м
Тугоухость І ст.
6
Легкое нарушение слуха
26-40 дБ
больше 6 м
воспринимается обычная речь

До настоящего времени в педагогике используется классификация Л.В.Неймана. В соответствии с этой классификацией, у слабослышащих детей величина средней потери слуха в области частот от 500 до 4000 Гц соотносится с одной из трех ступеней тугоухости.
Классификация тугоухости, разработанная Л.В.Нейманом.

Степень снижения слуха
Средняя потеря слуха
 в дБ (500-4000 Гц)
Условия разборчивого восприятия речи
І
Не превышает 50 дБ
Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м; шепот – у ушной раковины и далее
ІІ
От 50 до 70 дБ
Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м; шепот – не воспринимается
ІІІ
Более 70 дБ
Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м; шепот – не воспринимается


Особенности  речи  слабослышащих детей

Особенности словаря:
§   Пассивный словарь  равен по объёму активному. Ребёнок хорошо понимает слова, которые употребляет в собственной речи;
§   Отсутствуют слова с отвлечённым значением, которые нечасто используются в разговорной речи (скука, чудеса, победа, мечтать, сообразить, серьёзный…);
§   В дефиците слова, имеющие конкретное значение и обозначающие части целого;
§   Не всегда знает слова, обозначающие сходные предметы (дом – это и изба, и палатка, и шалаш);
§   Не знает слов-синонимов, слов-антонимов;
§    В словаре отсутствуют многие  обиходные слова разных частей речи.
Нарушения звуко-буквенного состава слов (в устной и письменной речи) типичны, поскольку слабослышащие дети способны лишь частично воспринимать на слух речь разговорной громкости, поэтому одни звуки ребёнок не улавливает совсем, другие воспринимает неправильно:
    - Смешение звуков:
- звонких согласных с глухими (катовит - готовит, блакала – плакала);
- твёрдых согласных с мягкими (потерала – потеряла, ягоди - ягоды, синая  - синяя);
- свистящих согласных с шипящими (чаши – часы, пирозное – пирожное, кацели – качели);
- аффрикат с составляющими их звуками (всепился – вцепился, светы – цветы, кришит  - кричит);
- звуков [С] и [З] со звуками [Т] и [Д] (кратит - красит, схвасил – схватил, кординка - корзинка);
- Пропуск звуков при стечении нескольких согласных (латочка – ласточка, оманул – обманул);
- Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, каторная – картонная, простнулась – проснулась);
- Пропуски безударных частей слова (метает – подметает, сматривает – подсматривает).
Трудности овладения лексическим значением слова.
-замещение слов по определённым признакам (по внешней похожести обозначаемых объектов, по их функциональному сходству, по принадлежности к одной ситуации, по отношению «целое – части»);
-замены, основанные на звуковом сходстве (пальчики – палочки, консервы – конверт, камень – камыш);
-словообразовательные нарушения - использование  в слове «чужеродных» суффиксов или приставок, пропуск морфем или подстановка лишних (масленщица – маслёнка, переподпрыгнул – подпрыгнул, смотрелся – засмотрелся).
Особенности грамматического оформления речи.
§   Нарушения синтаксических связей:
 -глагольного управления (ответил мальчика, кормит траву, подбросил мячом);
-предложного управления (сидит около кусты, лежит на траву под дерева, бабочка с точке на крылышке);
-произвольное изменение типа склонения (запряжённые лошадем),
- неправильное  определение признака одушевлённости (увидел красивых деревьев,  взял червячки),
- неправильное  определение признака рода (стоит на левой колене);
-нарушение согласования  (пришёл цапля, хвост и крылья коричневый);
-неправильное  использование предлогов (замена – шёл на мостику, снял от себя; пропуски предлогов (лезет дерево, дедушка
остался детьми); включение лишних предлогов (кормит с морковкой, из школы в домой).
§   Ошибки морфологического уровня:
-замены частей речи (мы разучивали песни, стихи, танцевать);
-путает разряды местоимений  (я не буду смотреть телевизор, потому что у себя болит голова);
-смешение видо-временных форм глагола (мальчик сердится и ушёл);
-ошибки в выборе личной формы глагола (ты что плачет?).
Ошибки на уровне построения предложения.
·          Использование ограниченного набора синтаксических конструкций (подлежащее+ сказуемое+ дополнение (обстоятельство);
·          Пропуск членов предложения (дедушка посадил детей на сани, и отправились в школу);
·          Пропуск частей составного сказуемого (дедушка старался быстрее);
·          Пропуск усилительных и отрицательных частиц (На небе было ни облачка);
·          Ошибки в построении вопросительных предложений (Где птичка поёт в лесу? Кто читает газету взрослый?);
·          Неправильный порядок слов (дед позвал ребят, который управлял лошадью);
·          Неправомерное членение одногопредложения на два (когда мальчики шли к лесу. Вдруг они увидели дым);
·          Неадекватное использование союзов и союзных слов (Наташа перестала плакать, что ей дали ягоды).
Особенности понимания  читаемых текстов:
-не понимают при чтении многих слов, т.к. столкнулись с ними впервые;
-значения многих слов знает приблизительно;
-путает слова по схожести по звуко-буквенному составу;
-не распознаёт грамматические формы слов;
-не понимает значений устойчивых словосочетаний (фразеологических оборотов);
-трудности в восприятии целостного смысла длинного предложения.

Особенности организации процесса обучения учащихся с нарушением слуха

Специфические принципы обучения детей с нарушенным слухом:
•Связь процесса обучения и словесной речи
•Обучение в деятельности
•Единство процесса обучения и формирования личности ребенка
•Концентричность и пропедевтика
•Индивидуальный и дифференцированный подход

Специфические методы обучения детей со слуховой депривацией:
•Формирование словесной речи в процессе формирования речевого общения, формирование произносительной стороны речи
•Развитие слухового восприятия (максимальное развитие слуховых возможностей, обогащение представлений о мире неречевых звуков, создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи)

Основные правила общения с учащимися, имеющими нарушение слуха:
•говорить голосом нормальной громкости, эмоционально,
•не пользоваться шепотом,
•не заслонять лица во время ответа,
•не создавать шума, т.к. у ребѐнка могут возникнуть неприятные или болевые ощущения, а усиление голоса снижает разборчивость речи,
•обращаться к ребѐнку простыми фразами, без большого набора слов,
•широко использовать невербальные средства

Приемы, содействующие расширению коммуникации учащихся в классе:
•Распространение ответа ученика
•Параллельный разговор
•Подсказка:
-произнесение начального звука слова,
- использование жеста,
- предоставление альтернативных ответов
•Визуализация словесной инструкции

Развитие самостоятельности ученика с нарушением слуха:
•Использование дидактического материала
•Использование алгоритмических предписаний
•Использование плана-схемы при ответе, калькулятора, справочных материалов
•Расчленение задания на части
•Проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашних заданий

Приемы адаптации учебного материала:
•уменьшение объема материала по темам, не имеющим практической направленности;
•увеличение времени изучения одних тем за счет уменьшения времени на изучение других тем;
•увеличение количества часов на практические работы;
•исключение тем, сложных для восприятия;
•обзорное изучение темы;
•расчленение материала на единицы усвоения;
• дополнительное объяснение терминологии новой темы;
• пропедевтическое обучение.

Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации:
•учет слуховых и речевых возможностей ученика со слуховой депривацией;
•использование наглядности: натуральная, изобразительная, символическая;
•индивидуальная дозировка темпа и объема работы, подбор посильных заданий

Методы и приемы формирования правильного чтения у детей с нарушением слуха:
•Специальная обработка текста до его чтения;
•Выяснение значений новых слов;
•Предварительный звуковой и слоговой анализ слов;
•Чтение труднопроизносимых слов текста;
•Чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения;
•Чтение текста по предложениям, по частям, целиком;
•Различение на слух предложений, отдельных слов;
•Тренировочные упражнения в виде 2-3х-кратного чтения текста с различными установками перед чтением

Создание эмоционального комфорта для ребенка с нарушением слуха в среде классного коллектива:
•Использование эмоциональных стимулов,
•«Награды» за удачно выполненные задания,
•Создание ситуации успеха,
•Демонстрация перед всем классом его успехов в заданиях, к которым учитель заранее подготовил ребѐнка,
•Объяснение учителем чувств, возникающих у ребѐнка при выполнении специально подобранных заданий.
•При оценке знаний руководствоваться личными достижениями каждого ученика без сравнения с другими учениками.
•Формирование в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания;
•Включение ребенка в продуктивное взаимодействие с окружающими (в семье, в классе);
•Обучение всех детей приемам коллективной работы;
•Опора на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
•доминирование уважительного отношения в общении с ребенком;
•взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая родителей;
•отделение ребенка от его поведения.

Роль учителя-дефектолога в решении специфических вопросов обучения ребенка с нарушенным слухом:
•расстояние между ребенком и учителем должно обеспечить хорошее восприятие речи разговорной громкости;
•у ребенка должна быть возможность наблюдать за лицами говорящих:
•не стоит помогать ребенку неоправданным усилением голоса;
•избегать частого использования предложений со сложными синтаксическими конструкциями и большим набором слов;
•актуальна пропедевтическая работа к изучению учебных тем на индивидуальных занятиях

Список использованных источников:
1.   Актуальные проблемы воспитания и обучения  детей с нарушением слуха.- Минск, 2000.
2.     Богданова Т.Г. Сурдопсихология.- Москва, 2002.
3.     Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики.- Минск, 2003.
4.     Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с ОПФР.- Минск, НИО, 2003.
 Контрольные вопросы по теме "Ребенок с нарушением слуха в условиях образовательной интеграции"

Комментариев нет:

Отправить комментарий