среда, 7 января 2015 г.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования



Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными требованиями, описанными в учебной программе. Как процесс, оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, которая выражается в баллах.
В последние годы в дидактике формируется обще-дидактический уровень осмысления показателей обучения школьников, причем показатели знаний описываются через владение их элементами, выражающиеся в исполнении учениками интеллектуальных операций, которые поддаются объективному измерению.
Согласно этому изменяются и подходы к оцениванию учебных достижений школьников, оценка должна основываться на положительном принципе, прежде всего предполагает учет уровня достижений ученика, а не е степени его неудач Определение уровня знаний учащихся особенно важно ввиду того, что учебная деятельность в конечном итоге должна не просто дать человеку сумму знаний, умений и навыков, а сформировать ее компетенции.
Основными группами компетенций, которых требует современная жизнь, являются:
социальные, связанные с готовностью брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений, в общественной жизни, в урегулировании конфликтов ненасильственным путем, в функционировании и развитии демократических институтов общества
поликультурные, касающиеся понимания непохожести людей, взаимоуважения к их языка, религии, культуры и т.д.;
коммуникативные, предусматривающие освоение важным в работе и общественной жизни устным и письменным общением, овладения несколькими языками;
информационные, обусловленные возрастанием роли информации в современном обществе и предусматривают овладение информационными технологиями, умениями приобретать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию
саморазвития и самообразования, что связано с необходимостью и готовностью постоянно учиться как в профессиональном отношении, так и в личной и общественной жизни;
компетенции, которые реализуются в стремлении и способности к рациональной продуктивной, творческой деятельности.
Компетенции является интегрированным результатом учебной деятельности учащихся. Объектом оценивания учебных достижений учащихся являются знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности учащихся, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.
Основными функциями оценивания учебных достижений учащихся является:
·        контролирующая, предусматривающий определение уровня достижений отдельного ученика (класса, группы), выявления уровня готовности к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал;
·        учебная, которая предопределяет такую организацию оценивания учебных достижений учеников, когда его проведение способствует повторению, уточнению и систематизации учебного материала, совершенствованию подготовки ученика (класса, группы);
·        диагностико-корректирующая, что помогает выяснить причины трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявить пробелы в знаниях и умениях и корректировать его деятельность, направленную на устранение недостатков;
·        стимулирующе-мотивационная, определяющая такую организацию оценивания учебных достижений учеников, когда его проведение стимулирует желание улучшить свои результаты, развивает ответственность и содействует состязательности учащихся, формирует мотивы учения;
·        воспитательная, предусматривающая формирование умения ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, развитие лучших качеств личности.
С целью обеспечения объективного оценивания знаний учащихся в учреждениях образования РБ используется 10-балльная шкала, построена по принципу учета личных достижений учащихся.
                    Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам

Уровни
Характеристика уровня
Бал-
лы
Показатели оценки
       I
Узнавание
 Узнавание, распознавание и  различение понятий (объектов изучения).
Ученик  узнает,  отличает  одно  явление от другого
 (отбери, выбери, подчеркни, найди, отличи  и т.д.).
1
Узнавание отдельных объектов изучения, предъявленных в готовом виде.

2
Различение объектов изучения, предъявленных в готовом виде.
II
Запоминание
 Воспроизведение учебного материала на уровне запоминания  (механическое запоминание и воспроизведение).
 (дай определение, перечисли; воспроизведи, в какой последовательности; восполни недостающую информацию и т.д.).
3
Воспроизведение части учебного материала на уровне механического запоминания (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); умственные и практические действия по образцу.
4
Воспроизведение большей части учебного материала на уровне механического запоминания;
Указание общих и отличительных внешних признаков без их объяснения;
Осуществление умственных и практических действий по образцу.
III
Понимание
Воспроизведение учебного материала на уровне понимания;
Описание по образцу действий с объектами изучения.
Устанавливает причинно-следственные связи
 (по какой причине? как? почему? зачем? в чем отличие?).
5
Осознанное воспроизведение значительной части программного материала;
Указание общих и существенных отличительных внешних признаков без их объяснения;
Осуществление умственных и практических действий по образцу.
6
Осознанное воспроизведение в полном объеме;
Описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения;
Применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных, практических упр., задач, заданий.
IV
Применение
 Применение знаний в знакомой ситуации;
Объяснение сущности объектов изучения;
Выполнение действий с четко обозначенными правилами;
Применение знаний на основе известного алгоритма для
решения новой учебной задачи
(сравни, объясни взаимосвязь; приведи иллюстрирующие, доказывающие примеры; установи  причины сходства и различия,  сформулируй вывод о…,  обоснуй правило).
7
Владение программным материалом в знакомой ситуации;
Описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний.
8
Владение и оперирование программным материалом в знакомой ситуации;
Развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение задания.
V
Перенос знаний
Применение знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач;
Самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения. Использование знаний на уровне
установления  внутрипредметных  и межпредметных связей (создай модель, алгоритм, опорный конспект, опиши возможные последствия; ответь на вопрос: что произойдет, если..?)
9
Оперирование программным материалом в частично измененной ситуации;
Применение учебного материала, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижении предложений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий.
10
Свободное оперирование программным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации;
Самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий.

Обязательными видами оценивания учебных достижений учащихся является тематическое и итоговое. Основной единицей оценивания является учебная тема. Тематическое оценивание учебных достижений учащихся является обязательным и основным, его результаты отражаются в классном журнале.
Целесообразность тематического оценивания обусловлена психологическими закономерностями усвоения учебного материала, которые предусматривают реализацию его последовательных этапов. Такой принцип обеспечивает одновременно систематичность и объективность в оценке и учете знаний учащихся.
Тематической оценке знаний учащихся подлежат основные результаты изучения темы, которые определяются учителем на основе требований учебной программы и должны быть известны учащимся с самого начала их изучения, служа ориентиром в процессе работы над темой.
Перед началом изучения очередной темы все ученики должны быть ознакомлены с продолжительностью изучения темы (количество занятий) количеством и тематикой обязательных работ и сроками их проведения. Если темой предусмотрено выполнение учащимися практических, лабораторных работ и других обязательных практических задач, то их выполнение является обязательным условием допуска учащихся к тематической аттестации.
Тематический контроль может проводиться в различных формах. Главным условием при их выборе учителем является обеспечение объективного оценивания учебных достижений учеников. Каждую оценку учитель обязательно должен аргументированно обосновать, довести до сведения ученика.
Как результат оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учащихся. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо обладает интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость вызывает педагогическую запущенность, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиции.
Исследования установили три группы причин школьных неудач:
1. Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, общие неблагополучные обстоятельства в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей.
2. Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми малышей примерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социального окружения, семейной среды и от воспитания.
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога вызывают появление психических травм, полученных в процессе обучения, которые нередко требуют специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогения - грубый брак в работе учителя.
Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства:
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе использование методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
2.  Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого используют беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудновоспитуемым учеником с фиксацией  данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - средства устранения отставаний в учебе. В отечественной школе - это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущество последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения, их проводят специальные учителя, присутствие учащихся на занятиях обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна проводиться индивидуально спланированная воспитательная работа, которая включает и работу с семьей ученика.

http://uchebnikionline.ru/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/kriteriyi_otsinyuvannya_navchalnih_dosyagnen_uchniv_sistemi_zagalnoyi_serednoyi_osviti.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий